Испытано на себе: как я занималась арт-терапией
Недавно я стала свидетелем разговора. Беседовали приверженцы традиционной психологической школы. По их мнению, современная практика больше не помогает людям. А нынешних специалистов можно поделить на два типа - тех, кто прошел двухмесячные курсы и назвал себя «практикующим психологом», но не получил университетского образования, и тех, кто «переквалифицировался» в НЛП-эксперта, арт-терапевта, психологического консультанта или гештальт-специалиста. Услышанное разволновала меня, и я решила разобраться в одной из самых модных психологических практик на сегодняшний день. В этой статье читайте о том, как я испытывала на себя занятия арт-терапией.
Пациент на кушетке
Начнем с того, что арт-терапия (и сеансы гештальт) вовсю практикуют занятия по Скайпу и другим видеомессенджерам. Психологи заботятся о том, чтобы создать комфортные условия для клиента. Они предлагают различные интерактивные игры, онлайн метафорические карты и другие прелести компьютеризации, чтобы клиент мог говорить с психологом, не выходя из дома. А если пациент боится, чтобы предоставленная информация не вышла за пределы психологического сеанса, либо консультант не хочет, чтобы его интернет-разработки стали достоянием общественности, стоит подумать о защите информации и установить
Классические психологи вменяют в вину арт-терапевтам вот что. Пациент, приходя на сеансы, словно прекращает быть больным. Его развлекают, слушая музыкальные произведения; с ним играют в специально оборудованной песочнице; ему предлагать рисовать и мастерить что-то своими руками. Сразу говорят о том, что это не искусство, но все, что создано пациентом, - прекрасно. Возникает риск неадекватного отношения к себе (и своему творчеству). Отсутствует критический взгляд на вещи, а значит, решения могут приниматься импульсивно, а не в следствии подробного разбора ситуации. Создается впечатление, что клиент всегда прав.
В классическом психоанализе считалось, что пациент, приходя в кабинет к психоаналитику, должен лечь на кушетку. Тогда ничто не отвлечет его от искреннего рассказа о собственных переживаниях. Американский психоаналитик Натан Крейвис
В книге «Трудности и типичные ошибки начала терапии» Решетников
Но идея с кушеткой впоследствии подверглась критике. Более современные психоаналитики утверждали, что пациенту на кушетке сложно сосредоточиться на главном. Глядя в потолок, он словно улетает под воздействием «потока сознания». Знаменитый психоаналитик, представитель экзистенциального направления Ирвин Ялом и вовсе назвал пациента «лжецом на кушетке». А все потому, что клиент, как правило, приходит с одним запросом, а затем обнаруживается, что у него совершенно другие проблемы.
Вспоминается случай, который я наблюдала во время сеанса по групповой арт-терапии. Психолог использовал метафорические ассоциативные карты в своей работе. Моя «одногруппница» Наталья сформулировала запрос: как выучить английский язык? Психолог задавал наводящие вопросы и просил вытягивать карты с рисунками, как творческие идеи для ответов, например:
- что станет возможным, когда вы будете в совершенстве владеть иностранным языком,
- в какой стране вы будете жить, что получите как награду за хорошее обучение,
- какие люди будут вас окружать, опишите отношения между вами и вашим окружением…
В итоге, Наталья рассказала, что была очень несчастна в первом браке, сейчас страдает от одиночества и мечтает уехать жить в Лондон, где у нее будет любящий муж, прекрасная семья и взаимная поддержка. Начали с английского, а в итоге заговорили о том, что действительно было на душе у клиентки. Соответственно, запрос трансформировался. Если бы она просто лежала на кушетке, беседа могла свестись к рассказу о том, что у Натальи нет времени на изучение английского языка.
Получается, что с приходом новых психологических методов, традиционная кушетка заменилась другими предметами. Теперь в кабинете психолога можно увидеть песочницу, глину, карандаши и краски, яркие картинки, самодельные скульптуры и даже музыкальные инструменты. Арт-терапия (или лечение силой искусства) напоминает игру. Она вызывает ассоциации и обращается к бессознательному, которому известны ответы на все вопросы.
Серьезные игры, недетские запросы
Чтобы разобраться в том, что предлагают арт-терапевты современному пациенту, я приняла участие в нескольких мероприятиях. Зачастую сеанс выглядит так. Клиент приходит с запросом: «хочу построить счастливые отношения», «хочу сохранить брак», «хочу наладить материальное положение», «мой ребенок, кажется, пребывает в депрессии», «меня вот уже полгода ничто не радует». Арт-терапевт беседует с ним и предлагает техники.
Чтобы лучше увидеть, как обстоять дела в отношениях с людьми, можно поиграть в песочнице. А именно, расставить фигурки, слепить песочный замок, определить, где в этом пространстве сам клиент, а где – его окружение. Когда человек рассказывает о том, что происходит в его жизни, он может быть субъективным. Но, занимаясь творчеством, он не задумывается о том, как будут трактовать его поступки, и таким образом может показать реальное положение вещей.
Сеанс по арт-терапии может выглядеть и по-другому. Клиент жалуется на то, что отношения в его семье портятся. Несмотря на то, что они неоднократно разговаривали с психологом о причинах конфликта, устранить их не удается. Нет более действенного способа, чем моделирование ситуации, считает арт-терапевт. Он приносит клиенту… вату. И просит смастерить «корабль счастья». По условиям игры, клиент должен написать на бумаге имена самых важных для него людей. Затем, «проплывая» мимо каждого, нужно «выгрузить» столько ваты (читайте, «внимания»), сколько кажется целесообразным. По окончанию игры, арт-терапевт беседует с клиентом:
- Почему вы уделили столько внимания одному члену семьи и совсем не поделились своими ресурсами с другим?
- Вы раздали всю вату, и у вас для себя не осталось ресурсов. А как обычно происходит в вашей семье? Ваши интересы уважают?
- На каждой «остановке» вы положили совсем немного ваты. Почему? Боитесь, что останетесь без ресурсов?
Однажды приходилось наблюдать за тем, как арт-терапевт работал с самооценкой клиента. Запрос был сформулирован так: «Я вызываю раздражение у членов моей семьи, но не знаю, что именно мне нужно изменить в себе, чтобы наладить отношения». Психолог поговорил с клиентом, а затем предложил сделать из фольги две фигуры. Первой дали имя «это я», второй – «это не я». После чего арт-терапевт предложил описать, какие качества есть у поделок. Что интересно, первая фигурка была милой и изящной, напоминала куклу, а вторая была похожа на мало привлекательное чудище. Как говорил впоследствии клиент, в процессе разговора он понял, что старался угодить всем и быть милым вне зависимости от того, как вели себя люди вокруг. А фигурка «это точно не я», хоть и не казалась красивой, но напоминала ему о том, что иногда нужно уметь отстаивать свои интересы, даже если окружающим это не понравится. Клиент признался, что обе фигурки имели отношения к его личности и заставили задуматься о том, чего он не замечал.
Арт-терапевты предлагают людям воспользоваться подручными средствами и создать игрушечную модель своей жизни (или насущных проблем). Есть различные направления арт-терапии, в том числе и те, которые работают с травмами. Психологическую травму нужно выявить, отделить от личности человека, а затем негативный опыт заменить позитивным.
Почему-то всегда думала, что арт-терапия - это метод для детей.
Да, наглядно показывающий проблемы, помогающий осознать их, но ограниченный возрастом. А еще я очень удивилась, когда будучи в депрессии начала рисовать и заниматься рукоделием, хотя не делала этого со школы. Видимо, это тоже была арт-терапия своего рода, хоть мне и не задавали наводящие вопросы, дающие возможность разобраться в том, что прячется внутри, но мне это очень помогло, сам процесс рисования успокаивает, а со специалистом выздоровление пошло бы семимильными шагами!
Арт-терапия, очень действенная штука в любом виде - это точно!