Синтаксические единицы на уровне начальной школы
Заборянская Наталья Юрьевна
19-ПНК2-9, АНПОО «Кубанский ИПО»
Цимбалистова Дарья Романовна, преподаватель
русского языка и литературы
Краснодар, РФ
СИНТАКСИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Аннотация: Данная статья раскрывается понятие синтаксиса и представляет собой попытку выявить эффективные способы работы с синтаксисов среди младших школьников.
Ключевые слова: Синтаксис, морфология, предложение, словосочетание, текст, пунктуация.
«Синтаксис» - раздел лингвистики, изучающий строение словосочетаний и предложений и функциональное взаимодействие в них различных частей речи.
Изучение синтаксиса должно осуществляться начиная с 1-го класса и иметь тенденцию преемственности (усложнения материала) переходя из первого класса во второй, из второго в третий и т. д.
В первом классе учащиеся должны знать: наша речь состоит из предложений и слов. Предложение должно показывать завершенную мысль; уметь: делить речь на предложения, находить основу предложения, устанавливать (устно) связь между словами в предложении, состоящем из нескольких слов. Учащиеся должны с правильной интонацией произносить повествовательные и вопросительные предложения: в начале предложения писать заглавную букву, а в конце ставить точку, все слова писать отдельно друг от друга.
Во втором классе им необходимо знать: отличие предложения от словосочетания, признаки и особенности главных и второстепенных членов предложения; уметь: из слов составлять словосочетания в предложении, составлять из нескольких словосочетаний предложения; находить границы предложения; выделять подлежащее, сказуемое; находить второстепенные члены предложения; выразительно и с интонацией читать предложения изученных видов.
В третьем классе им нужно знать: предложение и словосочетание, главные и второстепенные члены предложения; уметь: делать разбор по членам предложения (в данном порядке); связать между словами в предложении, составлять из них словосочетания; правильно расставлять знаки препинания в повествовательных, вопросительных, восклицательных предложениях.
В четвёртом классе дети должны знать: предложения и словосочетание, главные и второстепенные члены предложения, распространённые и нераспространённые предложения; уметь разбирать по членам предложения (по данному порядку); устанавливать связь между словами в предложении, составлять из них словосочетания; правильно расставлять знаки препинания в разных видах предложений.
В начальной школе учебный материал по предложению изучается таким образом, что в течение года работа над предложением пронизывает все остальные предметы, хотя, как правило, количество синтаксического материала уменьшается.
Лидером по усвоению предложения является выработка правильного понимания участников предложения.
Во-первых, младшие школьники узнают, что все члены предложения делятся на две большие группы:
- Главные;
- Второстепенные;
Чтобы понять сущности второстепенных членов, учащиеся анализируют предложения и устанавливают, какие члены предложения являются второстепенными. Особенно понятнее специфика второстепенных членов становится в процессе распространения предложения, например, ученикам записано предложение: «Зайчик бежит». Чтобы мысль была наиболее понятной, им можно предложить использовать слова, отвечающие на вопросы: куда? и когда? Отвечая на эти вопросы, они могут лично, что все становится точнее и выразительнее.
Формирование у детей навыков находить связь слов в предложении можно отнести к разряду важнейших речевых и синтаксических умений.
Раздел «Синтаксис и пунктуация» в обязательном минимуме состоит из следующих подразделов:
- Словосочетание.
- Предложение. Цель высказывания, интонация.
- Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные.
- Знаки препинания в конце предложения.
- Члены предложения: главные и второстепенные (подлежащее и сказуемое).
- Однородные члены предложения.
В начальной школе при работе над предложением выделяется пять направлений:
1) работа над формированием грамматического понятия «предложение».
2) работа над владением структурой предложения (понимание связи слов в предложении, роли главных и второстепенных членов, распространенные и нераспространенные предложения).
3) работа над формированием у младших школьников умения по использованию в своей речи разных по цели высказывания и по интонации предложений.
4) работа над умениями точного употребления слов в предложении.
5) работа по формированию умений оформлять предложения в письменной речи.
Все пять обозначенных направлений работы по изучению синтаксиса в начальной школе активно взаимодействуют между собой.
Например, изучение предложения и формирование навыков его использования в речи основаны на постоянном расширении фактического знания синтаксиса среди младших школьников.
Учебный материал по основам синтаксиса в начальной школе изучается таким образом, что обсуждение предложения в течение всего учебного года затрагивает другие темы, хотя количество синтаксического материала для младших школьников довольно мал. Основной принцип усвоения понятия «предложение» заключается в выработке правильного представления о членах предложения среди учащихся начальной школы.
По ФГОС НОО, в начальной школе на изучение синтаксиса выделяется 47 часов, в течение которых вся система работы над изучением словосочетания и предложения должна быть направлена на формирование у обучающихся начальных классов, определенных предметных учебных действий:
- умения сравнивать предложение, словосочетание, слово, называя их сходства и различия;
- умения при помощи смысловых вопросов устанавливать связь между словами в предложениях и словосочетаниях;
- умения находить в тексте повествовательные, побудительные, вопросительные предложения;
- умения классифицировать предложения по цели высказывания;
- умения в тексте находить предложения с определенными характеристиками;
- умения определять границы предложений, а также выбирать знак конца предложения;
- умения объяснять способы нахождения главных членов предложения;
- умения находить в тексте и составлять самостоятельно предложения с однородными членами;
- умения объяснять в предложении с однородными членами выбор нужного союза;
- умения составлять ряд однородных членов предложения и продолжать его.
Таким образом, изучение синтаксиса в начальной школе представляет множество сложностей, которые педагог должен суметь преодолеть, сформировав у младших школьников обозначенные выше учебные умения в области синтаксиса и пунктуации на высоком уровне. Мы узнали, как важно развивать умение у учащихся пользоваться предложениями для выражения своих мыслей. Я считаю, что данная статья актуальна, так как позволяет расширить и обобщить знания о синтаксических единицах.
Список литературы:
- Обучение русскому языку в современной начальной школе (Фролова Л.А.): Аркти, 2002. - 167с.
- Википедия;
- https://infopedia.su/15x13b9e.html
- Учебник по русскому языку Т.А. Ладыженская: «Просвещение», 2012. - 197с.
- http://rpp.nashaucheba.ru/docs/index-167010.html
- https://scienceforum.ru/2017/article/2017034304
- Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М.: Издательство: ACADEMIA, 2015. – 464 с.
- Русский язык: Учебно-справочные материалы для 1-4 классов / М.И. Кузнецова. СПб.: Просвещение, 2012. – 158 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2011. – 59 с. – (Стандарты второго поколения).
- Фролова Л.А. Обучение русскому языку в современной начальной школе. М., 2002. – 192 с.
Комментарии к статье: «Синтаксические единицы на уровне начальной школы»
Здесь пока еще нет комментариев, пишите и добавляйте смело свой!